Интервью с А. Бару

Интервью с А. Бару

Чем отличается подход к маркетингу в России и США? Насколько важную роль продвижение и реклама сегодня играю в развитии бизнеса? Стоит ли использовать соцсети, как новую площадку для продаж? Об этом и многом другом мы поговорили с известным российским маркетологом, победителем и призёром фестивалей рекламы, генеральным директором компании Baru Pro Creative Александром Бару. 

Александр Владимирович, у вас огромный опыт работы в маркетинге и рекламе, вы хорошо знакомы как с российскими, так и с американскими практиками. Отличаются ли российский и американский подход созданию и продвижению бренда компании?

Сравнивая США и Россию, следует отметить, что здесь мы наблюдаем ситуацию, когда есть ведущий и ведомый. Так сложилось исторически. В Соединённых штатах само понятие маркетинга появилось давно и уже оттуда, спустя много лет, пришло в Россию. Именно поэтому, все революции и новации в маркетинге сегодня происходят в первую очередь за океаном и в Европе. Конечно, мы в России внимательно наблюдаем за изменениями и активно сокращаем своё отставание, но пока находимся на вторых ролях. Маркетинг - практическая дисциплина и для того, чтобы он активно развивался, нужен очень конкурентный рынок. Маркетинг нужен там , где происходит состязание равных. Если есть огромные госкорпорации вроде «Газпрома», то с ними крайне трудно или почти невозможно конкурировать. Или такой лидер рынка как «Сбербанк», который опередил остальных на много ступеней и не оставил даже шанса на конкуренцию, то тут бороться тоже бессмысленно. Это одна сторона медали. Другая сторона - подход к этой дисциплине в целом. Маркетинг должен быть осознанным и начинаться не с яркого креатива, как это зачастую делается у нас в стране, а с тиши кабинетов, дотошных исследований рынка, постановки правильных вопросов и чёткого понимания, как в дальнейшем будет построен бизнес, за счёт чего он вырастет и победит в конкурентной борьбе. Сейчас мы переживаем эпоху стартапов, явления, которое, к счастью, не обошло стороной и Россию, но в США развито особенно успешно и существует дольше. Благодаря стартапам зарождаются не только новые сегменты уже существующих, но даже отдельные новые рынки. Подводя итог, можно выдели четыре главных отличия между маркетингом в США и России: 1. длинная история развития дисциплины; 2. новшества, зарождающиеся преимущественно в Америке; 3. технологии; 4. опыт и огромная база знаний, а главное статистики и умений, накопленная в Штатах.

 

Есть ли сегодня в России уникальные разработки в создании рекламных компаний и проведении маркетинговых исследований? Или всё, что сегодня реализуется у нас в этой сфере - это заимствование западного опыта?

Мне трудно говорить за весь рынок, но преимущественно, мы стараемся повторять те технологии, которые уже применяются в Штатах. Безусловно, у нас есть интересные маркетологи в разных областях, которые делают достаточно яркие и интересные проекты. Если бы это было не так, мы бы не выигрывали наград Каннского фестиваля рекламы и других подобных премий. Да и яркие компании и бренды, которые со временем, я надеюсь, смогут составить конкуренцию на американском рынке, тоже не могли бы существовать, не будь в России талантливых и передовых маркетологов.

 

Некоторые предприниматели полагают, что для успеха их дела первостепенное значение имеет только качество их товаров или услуг, а реклама и продвижение - дело десятое. Вы согласны с этим?

Есть, конечно, большой соблазн сразу сказать, что они не правы. Однако если предприниматель работает и дело его остаётся на плаву, он прав. Но, с другой стороны, возможно, он существует в узкой неконкурентной среде,  или потому что этот сегмент рынка не очень интересен большим игрокам или инвесторам. Однако, хочу отметить, что маркетинг состоит не только из продвижения и рекламы, как у нас часто его понимают. Маркетинг - это, в первую очередь, создание самих продуктов. Как пример: раньше автомобили одной модели могли выпускаться по семь-восемь лет. И посмотрите, что сейчас происходит в этой сфере - каждый бренд стремиться выпускать новые модели каждые три года. Потому что сейчас рынок очень быстро меняется и если вы всерьёз не занимаетесь маркетингом, не изучаете рынок, не работаете постоянно над улучшением своего сервиса, услуг, товаров, то вы рискуете просто потерять свою нишу, которую очень быстро займут более успешные конкуренты. А с приходом онлайн маркетинга, барьеров для развития почти не остаётся. Поэтому сейчас очень важен вопрос применения маркетинга не только в производстве товаров и создании услуг, но и в составляющих коммуникациях. Очень важно, как ты общаешься со своей аудиторией, что ты сообщаешь и насколько ты правильно себя продвигаешь. Как ответ на это - активность практически всех компаний в соцсетях.

Какие советы вы бы дали предпринимателям для повышения узнаваемости их бренда?

Прежде всего, необходимо иметь чёткое представление о портрете вашего потребителя. На кого нацелены ваши товары или услуги. Я часто сталкиваюсь с предпринимателями, которые говорят мне «мы хорошо знаем своего потребителя». А когда начинаю разбираться глубже выясняется, что видение это очень расплывчатое, например, мужчины и женщины старше 35 лет с доходом от 25 тысяч рублей. Но это совершенно неприемлемый портрет потребителя. Слишком широкая аудитория, которая может кардинально различаться по целому ряду других критериев. Но даже если ваша покупательская аудитория на самом деле настолько велика, всё равно нужно понимать, что люди с разным достатком, разного возраста, в разных географических точках, будут обладать разными запросами. Эту аудиторию необходимо сегментировать и для каждого сегмента предлагать наиболее востребованный ими товар или услугу. Если вы выходите с одним и тем же товаром на всех, то скорее всего потерпите неудачу. Поэтому детальное изучение своего рынка и его сегментирование - это первый шаг. Второй шаг - это выпуск более заточенных под данную аудиторию товаров или услуг. Третий шаг - это постоянное совершенствование средств обратной связи. Нужно всегда знать, что происходит с вашим товаром, как люди им пользуются, что их устраивает, а что нет и корректировать свой продукт под запросы своей аудитории. И уже после этого определить свои самые сильные и интересные стороны ваших продуктов. Создать сообщение и его уже доносить до потребителя. Можно использовать как классические площадки, вроде рекламы на ТВ и в печатных СМИ, так и самые современные подходы вроде рекламы в социальных сетях, вирусного или перформанс-маркетинга. 

назад